Форум барабанщиков и басистов

перейти на сайт БараБас  сайт barabass.net      Чат на форуме      Помощь      Поиск      Пользователи
Партнеры форума:  


 Страниц (1): [1]   

> Музыка , Ритм и смысл
barabass
Отправлено: 14 марта 2009 — 02:29
Post Id



Администратор
главный тут


Угнал на репу
Сообщений всего: 692
Регистрация: 26.01.2009  
Откуда: Раша, Ё-бург
Репутация: 5
Карма 0




Ритм и смысл.

То, что музыка является не просто ритмизированной системой звуковых различий было ясно достаточно давно. Музыка обладает не только значением, но и смыслом. Однако определение этого смысла, его тематизация и вербализация достаточно трудны. Уже А. Шопенгауэр придавал музыке онтологический статус, делая из универсума звуков “universalia ante rem”, т.е. некую универсальность, аналогичную мировой воле. Онтологическое значение музыки видит и Фр.Ницше в своей работе “Происхождение трагедии из духа музыки”, следуя на данном этапе своего творчества в фарватере мысли А. Шопенгауэра. Онтологический статус музыки с необходимостью выявляет, конечно, ее значение, но отнюдь не наделяет ее осмысленностью, ибо даже бессмысленность, попадая в круг человеческого присутствия, становится смыслом.

Человек подобно царю Мидасу, прикасаясь к любому сущему, делает его причастным смыслу, даже если это сущее им “по определению” не обладает и не может обладать. Понятно, что истоки смысла теряются в беспредельности времени возникновения человека. И если мы хотим хотя бы “нащупать” ту трудно уловимую рефлексией связь, которая “чувствуется” между звучащим звуком и смыслом, то нам необходимо увидеть ее между словом, узурпирующим со времен Евангелия Иоанна (вначале было слово) власть над смыслом, музыкой и ритмом.

Первый намек мы можем обнаружить у Ж.-Ж. Руссо в его небольшой работе “Трактат о происхождении языков”, где он выявляет следующий генезис речи – вначале была музыка, потом песня, потом стихи, а уж затем тот вид словесности, на котором, не отдавая себе в этом отчета, говорил господин Журден, а именно проза. Речь, осмысленная речь, таким образом, возникает из пения и музыки. Музыка, как ритмизированная система плавно перерастает в песню, а затем в стихи. И музыка, и пение, и поэзия соприкасаются в двух плоскостях – в звуковом различении и ритмизированности. Именно здесь можно зафиксировать топос, который возможно закрепить за смыслом.

Следующий сюжет более приближен нам ко времени и относится к человеку, которого трудно заподозрить в “поэтической идеализации”. Речь идет о Л. Мамфорде и его рассуждениях о первобытном этапе истории человека. Л. Мамфорд говорит о том, что вначале было не слово, а дело-ритуал. Ритуализированное действие, действие обладающее повторяемостью как бы притягивает смысл, притягивает значение. Не смысл порождает действие – с этой мыслью мы уже давно свыклись как с общим, а потому неоспариваемым, положением – но, возможно именно повторяющееся действие создает первоначально иллюзию смысла, возможно некую потенциальность смысла, а затем сам смысл. Хотя, понятно, можно вопросить: “Что есть иллюзорнее смысла, что есть иллюзорнее мысли?” Можно даже утверждать, что ритмизированность как таковая порождает смысл, более – ритм есть смысл.

Но тогда законен вопрос, что мы понимаем под смыслом, который порождается ритмом? Во-первых, смысл не может исчерпываться эксплицитным и рациональным его фиксированием. Смысл как таковой – это смысл человека, т.е. не рационально скомпонованной сущности философской или иной рефлексии, но смысл живого и живущего человека. В этом отношении осмысленностью и смыслом могут обладать те действия человека, которые идут “против” рациональности. Смысл живого сущего, каковым является человек, заключается, во-вторых, в его продленном в будущее существовании. Повторение присутствия изначально включено в осмысленность человеческой экзистенции. Заметим, повторение существования – уже потенция ритма. Если же учесть, что много верного во фразе “смысл жизни в самой жизни”, то оказывается понятным, что продление существования в повторении уже изначально осмысленно.

Далее, в-третьих, смысл экзистенциален, а потому, дорефлексивен. Смысл – это форма, которая проживается человеческой экзистенцией и ей порождается в том горизонте, который затем и является горизонтом смысла.

Но вернемся к повтору, который порождает смысл. Мы не случайно вспомнили о музыке, которая, обладая ритмизированной структурой, воспринимается нами как осмысленная сама по себе. То, что видит в ритме музыки А. Шопенгауэр или в ритме ритуала Л. Мамфорд позволяют “нащупать” нам линию порождения смысла из ритма. Если использовать “терминологию” греческой мысли, можно сказать, что космос – т.е. упорядоченная структура – есть ритмизированный хаос. Повтор изначально является смыслом, причем понятно, что речь идет о той структуре, которая является лишь упорядочивающей моделью. По сути говоря, форма рождается из повтора, который вовсе не обязательно является повтором тождественного. В этом отношении ритм музыки, например, вовсе не есть ритм повторяющейся “одной ноты”. Целый универсум звуков вписывается через ритм в структуру повтора, приобретая благодаря этому повтору форму, а значит и смысл.

Таким образом, повтор-ритм через изначальную причастность форме – это элементарная структура смысла. И речь идет не только о музыке, подобное относится и к структурам мышления, которые могут быть воспроизведены и эксплицированы в фиксированных правилах логики. Подобное утверждение значимо и для языка, где форма-структура речи базируется на фигурах повтора.

Следовательно, ритм как таковой является тем топосом, в котором происходит рождение смысла, конечного смысла, выходящего за пределы рациональности. Топос ритма может быть “локализован” на пересечении действия, жизни, формы, чувства, мысли и пр. Именно подобное “перекрестное” местоположение дает возможность ритму связывать достаточно отличные друг от друга стороны жизни единой человеческой экзистенции, наделяя их чертами друг друга. Именно через ритм форма “ссылается” на действие, а действие “ссылается” на смысл и т.п. Причем эти отсылки подчас лишь “чувствуются”, ибо их сознательное реконструирование не может быть осуществлено, поскольку речь идет об изначальном генезисе, порождение смысла, а не о рациональных процедурах. Через причастность ритму действие наделяется смыслом, а форма прилагается к живому, ссылаясь на “биение пульса” живого существа.

Итак, попытаемся суммировать. Ритм является изначальной потенцией смысла, ибо представляет из себя модель формы, пытается создать оформленность хаосу. Человек везде, где видит или создает ритм, видит или создает форму. Форма же всегда напрямую связана с генезисом, порождением мысли. Соответственно, ритм – это прасмысл, который повторяясь и будучи повторяем нами, порождает смысл, но порождает его прежде всего экзистенциально, как живое биение сердца, как живое дыхание поэзии, как живое пение…

Соколов Б.Г.
источник: http://www.ethnobeat.ru

-----
(для просмотра ссылки Вам необходимо авторизоваться)
 
 Top

mechanick
Отправлено: 7 января 2011 — 15:58
Post Id


Пользователь
Бемоль


Угнал на репу
Сообщений всего: 16
Регистрация: 7.01.2011  
Репутация: 1
Карма 0




Ну ты и запряг...)
 
 Top
Garnet
Отправлено: 22 января 2012 — 21:06
Post Id



Пользователь
Бемоль


Угнал на репу
Сообщений всего: 13
Регистрация: 22.01.2012  
Откуда: Москва
Репутация: 0
Карма 0




Впрочем, можно и копать, но можно и не копать: первый музыкальный инструмент какой был? Правильно, палка о деревяшкуУлыбка Еще до того, как слова появились.
пульсация упорядочивает звук во времени. Единственный музыкант, не издающий звуковысотно определенных (литавры не обсуждаем, т. к. говорим о чисто римических инструментах) и растянутых во времени звуков, упорядочивает все остальное.

Музыка, в которой использована активная ритмическая партия, помогает собраться, зарядиться, определиться. Очень важен ритм в жизни - не только в музыке.
 
 Top
intelldrummer
Отправлено: 15 июня 2013 — 20:19
Post Id


Пользователь
Бемоль


Угнал на репу
Сообщений всего: 4
Регистрация: 15.06.2013  
Репутация: 0
Карма 0




Истоки ритмики (как и метрики) берут свои начала от поэтики. Ритмика для музыканта – это латентное (скрытое) соотношение сообщающихся между собою метроритмических (условно установленных) и психологических (релятивных) структур, каждая из которых наделена индивидуальными качествами. Самая элементарная форма из них, когда при исполнении музыкального произведения на музыканта ложится ответственность удерживания сразу двух (и более) линий временных потоков: одной статической (основной, она же «условно-счетная единица» пьесы) и другой – динамической (эмоциональной, психологической). Самое главное – не смешивать сущности этих двух структур и не делать поспешных выводов относительно способности различать и управлять ими. Эта проблема касается многих начинающих музыкантов, которые придерживаются мнения, что в ансамбле только барабанщик должен держать точное («метрономное») время, а остальные должны его «придерживаться». Такой поход нельзя назвать музыкальным. «Точный пульс композиции», должен «соблюдаться» всем коллективом группы.
 
 Top
Страниц (1): [1]
Сейчас эту тему просматривают: 1 (гостей: 1, зарегистрированных: 0)
« ОБУЧЕНИЕ, РЕПЕТИТОРЫ - теория, курсы »
Ключевые слова/фразы темы (теги): музыка, ритм


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 



   
   

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Наш форум в каталоге Яндекс
 

Вся информация Copyright © 2009-2017 участники форума "БараБас", если специально не оговорено иное. Администрация форума не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях. Без разрешения участников и ссылки на форум "БараБас" любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено



Powered by ExBB
ExBB FM 1.0 RC1 by TvoyWeb.ru
PiratesExBB Style redacted by LordShad0W®

[Script Execution time: 0.0712]     [ Gzip Disabled ]